Разместить информацию

Опыт использования документ-камер в школе.

Документ-камеры в российских школах пока не очень распространены и не так известны, как существенно более дорогие интерактивные доски. Однако необходимость их использования в различных образовательных учреждениях (от начальных до высших учебных заведений) уже не вызывает сомнения. В школах и гимназиях они позволяют повысить качество преподавания самых различных дисциплин, но в первую очередь они востребованы на уроках биологии и художественного творчества, геометрии и физики. В связи с этим важен практический опыт использования учителями этого новейшего оборудования. В 2006 году в рамках проекта «Образование» 118 лучших инновационных московских школ получили президентские гранты по миллиону рублей. В числе победителей оказалась и гимназия №1518 г. Москвы. И на полученные средства она закупила новую технику, в том числе несколько документ-камер AVerVision. В апреле 2007 мы посетили эту гимназию и поговорили с учителями, попросив их поделиться накопленным опытом. И вот что нам удалось узнать. Рассказывает Анна Юрьевна Саламаха, учитель биологии: «Я получила камеру AVerVision 130 вместе со специальным адаптером для микроскопа в октябре 2006. Камера в освоении оказалась очень проста, когда я к ней только подошла мне сразу стало все ясно. Тем не менее, первые 2 месяца я ее осваивала, вникала в возможности, подбирала наиболее эффективные варианты использования. Сейчас камера активно используется в ежедневном режиме, практически на каждом уроке. Стало намного удобнее проводить лабораторные работы. Когда ученики их выполняют у себя за партой, то раньше учитель должен был всех обойти, посмотреть и каждому показать, что примерно должно получиться. А теперь перед началом стало элементарно просто поставить задачу, наглядно определить цели урока и показать сразу всему классу что они должны увидеть. Или, наоборот, когда обсуждаем уже итоги лабораторной работы. Например, в 10-м классе есть очень интересный урок, связанный с митозом, делением клетки. У нас есть готовый микропрепарат, на котором одновременно присутствуют различные фазы деления клетки. И в качестве опроса или проверки я теперь могу, используя увеличенное изображение на экране, спросить, например, «Вот эта клетка – на какой фазе?». Это качественно другие уроки! Кроме того, часто микропрепараты используются при исследовательских работах учеников. У нас, например, сегодня была школьная конференция, где каждый представлял свою работу. А у меня есть учащиеся 6-го класса, которые выбрали работу, касающуюся тканей человека. При ее выполнении они готовят микропрепараты, они их рассматривают и с помощью камеры фотографируют на компьютер с микроскопа. А затем представляют, презентуют свою работу на конференции. И вот посмотрите - у меня на компьютере есть фотографии, которые ребенок получил сам. Так что камера работает не только у учителя, но и в руках ребенка. Но, правда, это не на обычном уроке, а при индивидуальной работе. В то же время у нас есть групповые работы, когда класс делится по различным заданиям на 5-8 групп. И часто одна из них – с использованием микроскопа, и конечно намного удобнее изображение с него через документ-камеру показать на экране. Или другой пример - если на группу есть только одна книга, то гораздо проще ее проецировать на экран, а не рассматривать, так сказать, вкруговую. Однако надо признать, есть неудобство. У меня камера всегда подключена и к компьютеру и к проектору. И перенести камеру с микроскопом с моего стола даже на вторую парту не удается - не хватает длины кабеля. А все время сначала отсоединять, а потом заново все опять подключать - не разумно. В результате они все толпятся у моего стола, что просто мешает. Так что в комплекте каждой камеры хорошо было бы иметь кабели большей длины, как минимум метра 3. Но все же чаще камера используется не с микроскопом, а просто для увеличения изображений уникальных источников. Вот, например, коллекция бабочек. Как ее показать? С последней парты ее не разглядят, а пустить по рядам – даже подумать страшно. А теперь – показал на экране, и все видят. Да даже на обычном уроке камера всегда к месту. Вот, например, учебник 8-го класса, вот иллюстрация глаза, его трехмерная схема. У меня нет такой таблицы, а объяснять по учебнику - вот сюда посмотрите, вот на это обратите внимание - кто-то и не увидит, да и не поймет. А теперь – я всему классу показываю одну и ту же увеличенную картинку из учебника и по ней все объясняю. А возможность сохранять материал – это вообще шикарно. Ребенок сделал что-то свое, даже просто что-то на листочке нарисовал – сфотографировать это на компьютер, зафиксировать – это очень важно. Вот ребенок при исследовательской работе вырастил колонию бактерий, он ее сохранил – да она теперь с ним всю жизнь будет. Особенно у меня малыши, для них это гордость и радость. И при этом они еще поработают с техникой, с компьютером и камерой. А когда я даю дополнительное задание! Так они потом приходят в класс и спрашивают: «Почему сегодня камера не подключена? Я хочу показать, мне сегодня нужна камера для работы». Даже если они только одну картинку нашли, самой большой медузы, им это хочется показать всему классу, у них есть интерес!» А вот выдержки из беседы с учителем ИЗО Корниловой Надеждой Ивановной. «Хотя получила камеру (модель AVerVision 300р) только в феврале 2007, но сразу включила ее в работу. Причем освоилась с ней очень быстро, так как все интуитивно понятно. Я в первый день даже задержалась c уходом, настолько было самой интересно. Во-первых, документ-камера позволяет детям более наглядно видеть объемные предметы. Вот я, например, взяла матрешку – и, конечно же, дети с последнего стола не могут ее рассмотреть. А с помощью камеры на экране она вся прекрасно видна – и форма ее, и роспись во всех деталях. Во-вторых, важно для презентаций научно-исследовательских работ. Вот самостоятельная работа девочки из 5-го класса. Она свои оригами поделки сегодня демонстрировала на школьной конференции. Но как? Ведь сами по себе они очень мелкие, да еще это был не стандартный класс, а большой лекционный зал. Так она сделала их своих работ компьютерную презентацию. Для этого мы сначала поделки выставили так, как это нам было нужно, и через документ-камеру отсняли и записали в компьютер, а потом преобразовали в нужный формат и поместили в презентацию. Великолепная работа получилась! А вот работы, которые дети выполняли в 3-м классе. Эти натюрморты, рисунки формата А3, не входят в обычный сканер, слишком большой размер. А так я размещаю их на столе, выбираю нужный ракурс, иногда даже выделяю только ту часть (фрагмент) натюрморта, которая мне нравится – и мгновенно снимаю камерой. С другой стороны, если я сканирую маленькие иллюстрации, то они получаются не очень четкими. А то же самое через документ-камеру с увеличением – изображение великолепное. И главное – все это очень просто и быстро. А потом все эти снимки я могу включить в презентацию. И потом, вы знаете, использование камеры, включение в урок живых картинок, делает его не скучным, более разнообразным, разноплановым, познавательным. Да он просто проходит веселее, задорнее. Кроме того, детям интересно, когда учитель владеет всей этой техникой. Вот буквально сегодня дети 5-го класса дорисовывали витражи, и только что законченные свои рисунки сами сохраняли камерой в компьютер – это такой восторг! Кроме того, теперь я постоянно показываю на экране разные иллюстрации из альбомов и книг. А потом у меня есть и свои пособия, которые я сама делала. Они не очень большого размера, но через камеру, даже с листа А4 - великолепно все видно! С другой стороны, я могу развернуть камеру и снять, например, дальний план своего класса. Всем этим я очень довольна. Я использую камеру не только на уроках, но и во время элективных курсов, дополнительных занятий, в том числе и старшеклассников. При этом задействованы все технические возможности камеры – и подсветка, и увеличение, и даже лазерные указатели видимой области весьма полезны. Очень удобно дистанционное управление через пульт, так как можно не сходя с места регулировать параметры изображения. Большой плюс, что камера небольшая и не занимает много места на столе. Но самое главное, конечно, – возможность фиксации и сохранения изображений различных предметов, любых детских работ на компьютере, это используется практически каждый день.» Рассказ дополняет Куликова Наталья Владимировна, заместитель директора гимназии №1518 г. Москвы. «У нас в гимназии сейчас используется 6 документ-камер AVerVision. Самая доступная по цене, базовая модель AVerVision 130, укомплектованная дополнительным адаптером микроскопа, стоит в кабинете биологии. Модели AVerVision 300p постоянно используются в кабинетах ИЗО и математики, а более дорогие и функциональные AVerVision 330 – в кабинете физики, кабинете-трансформере и лекционном зале. На уроках биологии камера используется как при лабораторных работах, например, для увеличения изображений с микроскопа, так и для проецирования на экран различных предметов, схем и диаграмм. На математике она в основном используется для объяснения различных вопросов по геометрии, а также на алгебре - при разборе решений контрольных задач. На уроках изобразительного искусства - для демонстрации как различных небольших по размеру и/или объемных художественных работ, для показа имеющихся в единственном экземпляре иллюстраций, а также для сохранения детских рисунков и поделок. В кабинете-трансформере камера в зависимости от проводимого урока может использоваться для любой из этих задач. Кроме того, эти камеры активно используются учениками для проведения исследовательских работ. У нас в гимназии постоянно проходят мастер-классы, открытые уроки, презентации опыта работы учителей из других школ, причем не только из Москвы, но из самых разных регионов. Вот недавно, например, были из Ханты-Мансийска. И мы показываем им в работе возможности использования как интерактивных досок (у нас их несколько, в том числе одна из самых больших в Восточной Европе), так и камер AVerVision. Например, на ИЗО только что законченные на их глазах детские работы (причем, повторюсь – формата А3) через камеру мы превращаем в компьютерные слайды. И когда по окончанию урока они сразу видят все сохраненные рисунки, а потом узнают про стоимость этой камеры, малой по сравнению с ценой интерактивной доски, так они в один голос: «Это же недорого! Да это же доступно!» С 28 апреля по 5 мая учителя гимназии № 1518 в составе делегации российских учителей знакомились с опытом работы коллег г. Лос-Анджелеса. Мы познакомились с системой образования американских школ, посетили мастер-классы, открытые уроки, внеклассные мероприятия и, в свою очередь, представили интересные технологии работы российской школы. Учителя нашей гимназии были приятно удивлены, что при объяснении нового материала американские коллеги постоянно используют документ-камеры.»

Автор статьи:

ООО "Стоик-М"

продажа презентационного оборудования

+7-495-3664508
105318 Россия Москва ул. Вельяминовская д.34
302759337
Контактное лицо
Написать письмо Сохранить контакт Сообщить об ошибке