Разместить информацию

О ПРЕМИИ ТЕЛЕГРАНД

                   ПРЕМИИ  ТЕЛЕГРАНД   :

                         ВРЕМЯ И ЛЮДИ РОСССИЙСКОГО ЭФИРА.

 

    Телевидение и радио делают люди. Когда в ХХ веке технический прогресс создал эти могучие средства массовой информации, одним из главных их качеств стала возможность, охватывая многомиллионные аудитории, донести до них сущность человека: облик, характерность, интеллект и душевные качества.  Но таким же удивительным образом проявляются и человеческие качества тех, кого не видит зритель и не слышит слушатель – организаторов теле и радиокомпаний, проектов, тех, кто обеспечивает  техническую сторону. Профессиональные качества, эрудиция, эстетические и гражданские взгляды этих людей неминуемо проявятся и будут многократно умножены зеркалом аудитории.  Радио и телевидение отличает от близких им по форме театру и кино еще одно качество – здесь нельзя раз достигнув успеха, стричь купоны популярности. Успеха надо достигать постоянным настойчивым трудом, трудом, иногда продолжающимся десятилетиями. И только его итоги остаются в памяти благодарных зрителей.

 

    Поэтому, когда Национальный исследовательский центр телевидения и радио в 1999 учредил премию «Телегранд», то, ею изначально предполагалось отмечать представителей всех профессий, внесших многолетний значительный вклад в развитие национальных эфирных искусств. Лауреаты премии определялись Экспертным советом, в состав которого входят более 20 авторитетных специалистов в области электронных СМИ. Каждого из лауреатов можно по праву считать «людьми-легендами», поскольку любая история без легенд не существует и история отечественных электронных СМИ тоже.

 

    Так, Энвер Мамедов осуществлял создание уже давно привычного нам общесоюзного вещания еще в конце 1950-х- начале 1970-х годов. Не стоит снова повторять, что содержание программ тогда строилось под мощным идеологическим прессом, но нельзя и отрицать, что именно в этот период большинство зрителей нашей страны получили возможность приобщиться к самой возможности получать информацию посредством электронных СМИ. Продолжателем дела создания системы современного отечественного телерадиовещания стал Валентин Лазуткин, который в настоящее время активно занимается развитием цифрового и кабельного телевидения.

 

     Но у телевидения советского периода были несомненные достижения, не превзойденные и по сей день. Они остались в памяти благодарной аудитории, всегда чутко откликающейся на любое проявление искренности и неординарности. Игорь Кириллов с его непревзойденными обаянием, элегантностью и артистичностью буквально олицетворял лучшие произведения телевидения той поры. А Валентина Леонтьева снискала всенародную любовь в качестве ведущей народной программы «От всей души». Тогда же стал популярен и ведущий КВН Александр Масляков, успешно продолжающий выступать в этом качестве и сейчас, после того, как эта уникальная программа была закрыта по цензурным причинам в 1974 году и возобновлена в 1986-м.

   

     Сергей Колосов явился основателем жанра отечественного многосерийного телевизионного кино. Нынешний океан сериалов имеет своим источником поставленный им в 1964 году четырехсерийный, как мы теперь сказали бы, «боевик» «Вызываем огонь на себя». А другой его фильм «Операция «Трест» (1967) до сих пор остается непревзойденным примером проявления режиссерского стиля. К рубежу 1960-1970-х годов относится и творчество сценариста Александра Лаврова, одного из соавторов цикла «Следствие ведут знатоки», два фильма из которых «Шантаж» и «Побег» можно уверенно отнести к классике отечественного телевизионного детектива. Как и фильмы по сценариям Аркадия Вайнера, в числе которых «Место встречи изменить нельзя» и «Визит к Минотавру». «Место встречи изменить нельзя» (1979) к тому же и по сей день является, наверное, самым известным режиссерским произведением Станислава Говорухина.

 

     В этот же период создавали свои классические (журналистские) произведения в области международной журналистики Валентин Зорин, Генрих Боровик, Георгий Зубков. Одной из редких тогда радиопрограмм, обращенных к личным историям радиослушателей стала уникальная «Встреча с песней», которую и сейчас ведет Виктор Татарский. И именно тогда, когда идеологический пресс был наиболее силен, до сих пор не изжитым потрясением для нашего зрителя 70-90 годов оказалось музыкальное развлекательное шоу Евгения Гинзбурга «Волшебный фонарь» (1976),  которое вот уже тридцать с лишним лет удивляет поразительным уровнем творческой свободы.

 

       Тогда же начала выходить в эфир легендарная научно-популярная программа «Очевидное-невероятное», редакторами  и авторами которой долгое время были лидеры отечественного познавательного телевидения Сергей Капица и Лев Николаев. Долгое время, знаковыми, как теперь говорят, фигурам были: в программе «Время» ведущая новостей культуры Нинель Шахова, для спортивных программ – Владимир Маслаченко, а у программы «Здоровье» Юлия Белянчикова. Новое время выдвинуло на эфирную авансцену новых «звезд», вместе с появлением и самого этого термина. Первым в этой плеяде стоит имя Владимира Молчанова. Именно его авторская программа «До и после полуночи» стала первой в начинающемся периоде «телевидения перестройки». Инициатором и художественным руководителем программы Молчанова был один из руководителей службы информации ЦТ Ольвар Какучая.

 

     Говоря о телевидении конца 1980-х - начала 1990-х годов нельзя не вспомнить о программе «Взгляд», организатором которой был Анатолий Лысенко, а одним из легендарных уже ведущих Александр Любимов. Одним из самых ярких явлений этого периода стала творческая студия «Авторское телевидение», предлагавшая и осуществлявшая множество оригинальных творческих идей. Одним из руководителей АТВ были  и остаются Анатолий Малкин и Кира Прошутинская, многолетняя ведущая программы «Пресс-клуб», ставшей первой в череде отечественных ток-шоу. Все эти новации концентрировались вокруг молодежной редакции ЦТ, которой руководил тогда Эдуард Сагалаев, а затем его сменил в этой должности Александр Пономарев. Открытие страны для всего мира символизировали международные телемосты, которые вел Владимир Познер, ставший через несколько лет президентом Российской академии телевидения.

 

       Важным этапом в развитии отечественного телевидения было свержение абсолютной монополии на эфир Гостелерадио СССР. Первым шагом на этом пути было создание в 1990 году Российской государственной телерадиокомпании. Этой работой от указа президента РФ Бориса Ельцина до начала вещания сначала радио России – в декабре 1990-го, а затем и российского телеканала в мае 1991-го руководил первый президент ВГТРК Олег Попцов и директор канала Анатолий Лысенко. Первый выпуск «Вестей», ставший первой программой нового российского ТВ вела Светлана Сорокина. В этот же период начало свое вещание радиостанция «Эхо Москвы» в которой с первого дня и по нынешнее время работает его нынешний руководитель Алексей Венедиктов. На «Эхе Москвы» прошло и становление медиа-менеджера Юрия Федутинова и ведущего авторских сначала радио, а затем телепрограмм  Матвея Ганопольского.

 

    С 1993 года в истории отечественного ТВ начался период появления новых телекомпаний. Первым в этом ряду была компания ТВ-6, в создании которой приняли ведущее участие Эдуард Сагалаев и Александр Пономарев.

А в 1994 году начало свое вещание компания НТВ, ставшая лидером отечественной тележурналистики. Заслуга создания НТВ принадлежит бизнесмену Владимиру Гусинскому и менеджеру Игорю Малашенко. Эталоном политических новостей и аналитики ТВ были выходившие на НТВ программы «Сегодня» и «Итоги», неразрывно связанные с именами Татьяны Митковой и Евгения Киселева. На канале НТВ расцвел в программе «Намедни» и талант Леонида Парфенова.

 

     Следующим заметным шагом становления независимых телекомпаний стало появление в Москве под руководством Ирэны Лесневской канала РЕН-ТВ. Этот процесс продолжился и в российской провинции, где одним из самых заметных стало создание Яковом Лондоном независимой телекомпании в Новосибирске. В период начала наступления лицензионной продукции отличалась своими оригинальными программами частная телекомпания М1, созданная Владимиром Синельниковым. Большой вклад в доставку высококачественной лицензионной телепродукции до зрителей внесли кабельные телекомпании под руководством Юрия Припачкина.

 

      Важным явлением отечественного телеэфира стало появление в 1997 году канала «Культура», руководителем которого стал сначала Александр Пономарев, а затем Татьяна Паухова. Несколько позднее проявил себя на поприще руководства независимого ТВ в России продюсер Александр Роднянский, вначале успешно реорганизовавший работу телекомпании СТС, а затем осуществивший одно из самых успешных начинаний последнего времени – телеканал «Домашний». А талант Николая Сванидзе проявился как на журналистском, ведущим популярных программ, так и на административном поприще во главе Всероссийской телерадиокомпании.

 

       За прошедшие годы премии «Телегранд» были удостоены свыше семидесяти специалистов. Их творческие биографии отражают все этапы развития отечественных телевидения и радио. По сути эти люди делали  историю нашего телерадиовещания, и без них она бы просто не состоялась.

Ф

Автор статьи:

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИО

NATIONAL TV AND RADIO RESEACH CENTER

+7-495-6377649
121019 Россия Москва Никитский б-р, 8А ЦДЖ
Контактное лицо
Написать письмо Сохранить контакт Сообщить об ошибке