Разместить информацию

Диагностика и ремонт АКПП

Одним из важных агрегатов автомобиля является трансмиссия. При бережной эксплуатации и своевременном уходе ремонт акпп и мкпп, будет требоваться крайне редко. Некоторые основы правильного ухода за коробкой передач рассказаны ниже в статье.

Для того чтобы определить в каком состоянии находится масла в вашей АКПП следует ориентироваться на его запах и цвет. Эти две характеристики масла, которые легче всего оценить без специального оборудования. Это относиться только к маслу, которое отработало уже некий ресурс, так состояние нового масла в коробке по этим параметрам определить очень сложно.

    Новое масло обычно имеет красноватый или желтоватый оттенок из-за специальных добавок. При уже малом ресурсе работы, цвет масла быстро меняется на тёмно коричневый цвет или на тёмно-красный. Если они прозрачно, то это говорит о его хорошем состоянии.

 

    Первым шагом вашей проверки состоянии масла АКПП является анализ его путём промачивания какого-нибудь куска мягкой светлой материи. Это нужно, чтобы определить имеет ли Маслов своём составе «посторонний мусор». То есть, капнув на кусочек бело ткани немножко масла, следует обратить внимание на его цвет и примеси содержащиеся в нём. Итак:

    • Если масло очень тёмное, непрозрачное, имеет в своей субстанции примеси металла или других частиц элементов АКПП – следует немедленно произвести диагностику, и если понадобится ремонт вашей АКПП.

    • Если масло мутноватое, то скорее всего в него попала из радиатора часть охлаждающей жидкости вашей АКПП. Обычно это происходит в результате неправильной работы радиатора. В этом случае скорее всего понадобится переборка автоматической коробки передач, промывка всех её деталей, так как пренебрежение этими моментам может вызывать появление дефектов в тормозной системе автоматической коробки передач из-за того, что охлаждающая жидкость может пагубно воздействовать на фрикционы элементы.

    • Если наблюдается вспенивание масла или оно пузыриться, то это говорит о его недостаточном или избыточном количестве в АКПП. Стоит произвести замер уровня масла, и если он нормальный, то проблема скорее всего заключается в попадании воздуха в масло. Это может быть вызвано неисправностями насоса. Следует так же проверить состояние прокладок и кольцевых уплотнений.

    Одним из способов проверки состояния масла в АКПП является осмотр его на поддоне, так как обычно на поддоне иногда скапливаются некоторый «мусор» и это вполне нормально.

    Можно определить, нужен ли ремонт АКПП или нет по наличию металлической стружки на поддоне, как крупной так и мелкой. Это говорит и серьёзных поломках элементов коробки автомат. Очень часто при неисправности АКПП на поддоне можно обнаружить частицы от фрикционов, который так же могут свидетельствовать о поломке гидротрансформатора. Некоторые модели АКПП оснащены специальным фильтром, который не позволяет обнаружить некоторые продукты износа или поломки АКПП на поддоне, в это случае необходима разборка самой коробки для осмотра и диагностики.

    Таким образом, благодаря осмотру масла АКПП можно уже с большой вероятностью определить возможные проблемы в работе или неисправности в вашей автоматической коробке передач. Если вы сомневаетесь в правильности оценки масла, то лучше доверить это дело специалистам, занимающиеся ремонтом АКПП с целью не уменьшить ресурс работы коробки автомат неквалифицированным вмешательством.

    Существует много разных методов диагностики, но мы остановимся на основных,позволяющих провести первичную оценку состояния АКПП для принятия решения о более серьёзном вмешательстве:

 

    1. Уровень и состояние масла. Уровень должен соответствовать рискам на щупе при определённой температуре. Масло на запах не должно отдавать резкой гарью, должно быть чистого красного цвета (возможно небольшое потемнение) и при растирании на пальце со щупа не должно быть заметных примесей. Если масло слито в емкость, то при перемешивании его не должно оставаться разводов белесого цвета.

    2. Время готовности. Прогреваем двигатель до нормальных оборотов холостого хода. Стоя на тормозе переключаем N-->D и N-->Dh и засекаем время до толчка, свидетельствующего что автомат включился, это время должно быть 0,5с...1с. Аналогично переключаем N-->R и тоже засекаем время, должно быть менее 1,2с. Время большее указанного свидетельствует об износе фрикционов. Аналогично N-->Dh. На автомобилях Toyota эти времена больше на 0,2...0,3с.

     3. Тест на дороге. Для проведения этого теста необходим желательно ровный и прямой участок свободной дороги.

    - проверьте положения селектора и индикацию его на панели приборов.

    - переключите селектор в D. Ускоряйте, а потом замедляйте машину при полном и половинном открытии дроссельной заслонки. Удостоверьтесь, что идет переключение 1-->2, 2-->3, 3-->4 и 4-->3, 3-->2, 2-->1.

    - при движении на 4-ой передаче переключите селектор в положение S и удостоверьтесь, что немедленно произошло переключение 4-->3.

    - Включите режим Dh. Проверьте, что идет переключение 2-->3 и 3-->2 и нет включения 1 и 4.

    - Замедляйте машину. Удостоверьтесь что идет торможение двигателем на 3 и 2 передачах при открытии дроссельной заслонки на 1/8 или меньше.

    - при движении на 2, 3 и 4 передачах удостоверьтесь, что не слышно необычного шума (скрежета) или вибрации при легком нажатии на педаль газа в диапазоне 40...60 км/час.

    4. Диагностика по кодам. Необходимо отыскать диагностический разъем под капотом двигателя и в нем соединить перемычкой контакты TAT и GND. Включить зажигание (двигатель не заводить). Лампочка HOLD должна загореться один раз на несколько секунд и погаснуть. Если после этого она продолжает вспыхивать длинными или короткими импульсами АКПП нуждается в ремонте. В течение эксплуатации автомобиля возникают такие случаи, когда при заводке его напряжение в сети резко падает (при слабом аккумуляторе, при плохих контактах на его клеммах и т.д.). В этом случае в компьютерах как АКПП, так и двигателя появляются ложные коды.

     5. Диагностику механической части АКПП можно проводить без её демонтажа с автомобиля путем подключения манометра к АКПП и проверки линейного давления во всех режимах. Но здесь требуется специальное оборудование и должно проводиться в специализированных мастерских.

6.Диагностика с помощью считывания кодов диагностическим сканером. Что такое коды? Почему мигает лампочка "OD OFF”, "Hold”, "S” или "Check AT”? Почему отсутствуют переключения передач?

    Здесь речь пойдет об автоматических коробках с электронной системой управления.

    Работой "электронных” АКПП управляет бортовой трансмиссионный компьютер, который может быть выполнен как в виде отдельного устройства, так и быть совмещен с блоком управления двигателем. В трансмиссионный компьютер поступают сигналы различных датчиков (скорости, угла открытия дроссельной заслонки, положения РВД, температуры масла АКПП и т.д.), расположенных как в АКПП, так и вне ее. Он обрабатывает эту информацию и на основе ее анализа вырабатывает команды (выходные сигналы) исполнительным устройствам в АКПП (соленоидам). Таким образом происходит управление работой автоматической коробкой передач.

    Компьютер выполняет также и другую функцию – контроля и диагностики неисправностей. Для всех входных сигналов есть допустимые границы их изменения. Если какой-либо сигнал выходит за допустимые пределы, то компьютер записывает в память некоторую последовательность цифр – код (Diagnostic Trouble Code - DTC), соответствующий данной неисправности.

    Кроме того, компьютер контролирует сопротивления выходных цепей (либо токи, протекающие по ним, что одно и тоже). Для них тоже существуют допустимые границы, при выходе за которые в память записывается соответствующий код неисправности. Кроме того, компьютер может сравнивать показания датчиков оборотов входного и выходного вала АКПП, тем самым контролировать передаточное отношение АКПП. Отклонения вычисленного передаточного отношения от заданного является признаком проскальзывания во фрикционных элементах управления АКПП, что также фиксируется соответствующими кодами в памяти трансмиссионного компьютера. К сожалению, функция контроля передаточных отношений реализована далеко не во всех моделях автомобилей.

    Для чтения кодов в памяти компьютера требуется специальное диагностическое оборудование – сканер. Сканер позволяет не только считывать коды, но и стирать их, а также с его помощью можно определить показания различных датчиков системы управления АКПП. Процедуру считывания и определения неисправностей по кодам часто называют компьютерной диагностикой.

    Что произойдет после того, как в памяти трансмиссионного компьютера появится код неисправности? Это определяется алгоритмом программы, по которой работает компьютер. Реакция управляющей системы неоднозначна. При появлении одних кодов никаких ощутимых изменений в работе трансмиссии не произойдет, а другие коды могут вызвать отсутствие переключений передач. Все зависит от того, в каком контуре системы управления произошел сбой. Одни коды носят информационный характер (например, код "отсоединялась аккумуляторная батарея”), а другие приводят к изменению алгоритма работы системы управления АКПП (например, код "обрыв в цепи соленоида”). В случае возникновения серьезных проблем система управления переходит в режим защиты АКПП. У этого аварийного режима есть разные названия: Limp In, Limp Home, Safe Mode и т.п. Алгоритмы работы системы управления в аварийном режиме во многом определяется моделью АКПП. В некоторых случаях система управления перестает отслеживать качество переключений, и они происходят с «ударами». В других случаях в коробке включается вторая или третья передача, и все переключения передач запрещены.

    В некоторых автомобилях аварийный режим сопровождается миганием, либо постоянной индикацией на панели приборов одного из сигналов, связанных с работой АКПП: "Hold”, "S”, "Check AT”, "OD OFF”,"TRANSPROGRAM", GETRIBNOT PROGRAM", и т.п. В случае совмещенного моторно-трансмиссионного компьютера этим сигналом может быть "Check Engine”, либо символ в виде контура двигателя. Если ни один из этих сигналов на панели не светится, то это не означает отсутствие в памяти компьютера кодов неисправностей, но если сигнал есть, то есть и коды в памяти компьютера. Аварийный режим не предполагает эксплуатации автомобиля, он служит только для того, чтобы добраться до сервиса и устранить неисправность. Если этого не сделать, то может получиться так, что из-за незначительной, вовремя не устраненной неисправности, в АКПП получает серьёзные разрушения. Надо иметь в виду, что "электронная” коробка, по сути – исполнительное устройство. Проблемы с переключениями передач, плохая динамика, рывки, «удары» могут быть обусловлены как неисправностью самой трансмиссии, так и проблемами с проводкой и датчиками, а также неисправным трансмиссионным компьютером. Проблемы в бортовой электронике приводят к выходу из строя самой коробки, после ремонта которой ситуация наверняка повторится. И так до тех пор, пока не будет устранена причина неисправности электронной части системы управления, которая не всегда находится в самой АКПП.

    Как правило, автомобили, поступающие в ремонт, имеют не одну, а целый комплекс неисправностей. Разобраться в этом клубке проблем поможет квалифицированная диагностика. Но не следует ожидать от диагностики чудес, хотя иногда удается быстро устранить проблему и коробка на глазах "оживает”. Возможности диагностики имеют объективные ограничения. Компьютерная диагностика далеко не равнозначна для разных типов АКПП. Ее возможности можно оценить, взглянув на полный список кодов для данной модели АКПП. У одних моделей список всех возможных кодов (а значит и контролируемых параметров) состоит из четырех пунктов, а других насчитывает полсотни.

    Ремонт АКПП всегда следует начинать с проведения полной и всесторонней диагностики, в ходе которой часто бывает необходимо проведение пробной поездки ("test drive"). В ходе проведения проверяется работоспособность АКПП на всех режимах. На автомобилях имеющих электронные блоки управления (ЭБУ) двигателем и АКПП необходимым является проведение компьютерной диагностики электронных и электрических компонентов. Очень часто причина неисправности находится не в самой коробке передач, а в цепях управления ею (например, жгут электропроводов).

    При диагностике автомобиля считываются коды ошибок из памяти блоков управления двигателем и АКПП, оценивается правильность показаний датчика положения дроссельной заслонки (TPS), датчика температуры рабочей жидкости АКПП (ATF), положение селектора АКП.

    Во время проведения визуального контроля проводится измерение уровня рабочей жидкости (ATF) и трансмиссионного масла в главной паре (для некоторых типов АКПП). Коробка передач осматривается на предмет наличия течей жидкостей и механических повреждений.

    После перечисленных операций зачастую возникает необходимость проведения гидравлической диагностики. Она включает в себя измерение давлений рабочей жидкости в одном или нескольких контурах гидравлической системы АКПП, что дает возможность поставить более точный "диагноз".

    За период работы мною были подготовлены наборы манометров с адаптерами для подключения в гидравлическую систему наиболее распостраненных АКПП. Благодаря таким приборам на основе полученных данных в некоторых случаях есть возможность избежать капитального ремонта АКПП, а проводить ремонт лишь отдельных частей, что снижает время и стоимость ремонта.

    Приведу пример из моей практики. На поступившем в ремонт автомобиле BMW-525 было обнаружено, что движение вперед происходит с более медленным ускорением, чем это регламентировано заводом-изготовителем. Передача заднего хода самопроизвольно выключалась сразу после воздействия на педаль акселератора. С АКПП автомобиля был снят гидравлический блок, проведен ремонт определенного контура гидравлической системы. В результате изменения показателей давления на 0,5кг/см работоспособность АКПП была восстановлена, а владелец автомобиля избежал ненужных затрат. Этот автомобиль проехал уже более 30 тысяч километров, но нареканий на работу коробки передач не поступало.

    Ресурс АКПП несколько меньше, чем механической и составляет для автомобилей среднего класса в основном 300 тыс. км, малого – 150-200 тыс. км. Отклонения этих по-казателей в сторону уменьшения или увеличения связано с манерой езды и своевременным обслуживанием автоматической коробки. Частые интенсивные разгоны, злоупотребление приемом kick down, неправильные переключения рычага селектора, несвоевремен-ная замена фильтра и масла, понижение его уровня могут сильно сократить ресурс АКПП.

    Выполнение рекомендаций по эксплуатации и обслуживанию, движение в спокойном режиме существенно увеличивают ресурс коробки до капитального ремонта.

    При появлении в трансмиссии шумов, вибрации, жестких толчков и замедлении при переключении передач обращайтесь к специалистам! Своевременное обращение может предотвратить значительные затраты.

    Квалифицированный ремонт производится только специализированными фирмами и центрами, имеющими подготовленный персонал и диагностическое оборудование. Теоретически ремонтом можно заняться самостоятельно. В большинстве случаев это приводит к обратным результатам. Неправильные снятие и установка АКПП, ее "вскрытие" требуют, как правило, замены дорогостоящих деталей.

 

    Стоимость работ по ремонту АКПП составляет 200y.e., вне зависимости от вида АКПП и степени ее поврежденности. Стоимость запасных частей определяется отдельно после дефектовки.

    1. Для акпп BMW и акпп LAND ROVER возможно выполнение ремонта по фиксированной цене вне зависимости от степени поврежденности. Стоимость такого ремонта равна стоимости восстановленной акпп (см. меню).

    2. Вся диагностика по акпп не требующая частичной или полной разборки выполняется бесплатно.

    3. Механическая дефектовка коробки с полной разборкой, в случае последующего ремонта выполняется бесплатно, а в случае отказа от ремонта ее стоимость составляет 100 y.e. ( с выдачей дефектовочной ведомости и сметы на запчасти)

    4. Для всех видов автомобилей выполняется слесарный и арматурный ремонт любой сложности по договорным ценам.

    Что нужно знать при ремонте?

    Используя источники информации (некоторые рекламные газеты объявлений) Вы можете найти предложения по коробкам передач.

    "Новые коробки " - фирмами производителями не поставляются. Скорее Вы получите перебранную коробку, либо там (Польша, Турция, Германия, США.) либо здесь, в странах СНГ. Либо восстановленные - как правило с битых машин. Хуже если с ворованных. Понятно, что стоят они относительно дешевле, но качество переборки и скрытые дефекты могут вылиться для Вас в проблемы, и как следствие деньги. Другие предложат вам недорогие ремонтные комплекты 200 - 400 $. В 95 % ремкомплектом дело не обходиться. Обязательно необходим ремонт гидротрансформатора (или его замена).

    Если Вам до вскрытия коробки (дефектовки) назвали, что необходимо заменить - уезжайте! 

    Диагностика:

    Визуальная - драйв-тест, снятие поддона коробки (наличие стружки выработки), проверка качества масла.

      Компьютерная диагностика - проверка электроцепи блока управления коробки и самой коробки.

Автор статьи:

ООО "Кволити Моторс"

Обслуживание, ремонт, диагностика, запчасти для американских, японских, европейских и английских автомобилей

+7-495-7404020
125438 Россия Москва Лихоборская набережная д. 11
Контактное лицо
Написать письмо Сохранить контакт Сообщить об ошибке