Разместить информацию

Золото, перспектива

Российский рынок золота

Правовое обеспечение функционирования рынка золота. Характерной чертой развития рыночных отношений в РФ за последние несколько лет является быстрое развитие финансового рынка и всех его звеньев в полном объеме. Операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями регулируются большим перечнем нормативных документов, утвержденных Президентом, Правительством и Центральным банком России.

Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней можно определить как сферу экономических отношений между участниками сделок и драгоценными металлами, драгоценными камнями и ценными бумагами, котируемыми в золоте. К последним относятся золотые сертификаты, облигации, фьючерсы и т.п.

Любой рынок есть явление системное. Рынок – это система.

Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней как система состоит из отдельных секторов. Под сектором понимают рынок только одного финансового актива.

Согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям, кроме иностранной валюты и ценных бумаг, котируемых в валюте, относятся также следующие драгоценные металлы: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий, а также «природные драгоценные камни: алмаз, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий».

Таким образом, рынок драгоценных металлов и драгоценных камней состоит из секторов. Это рынки: золота, серебра, платины, других металлов платиновой группы; алмазов, других драгоценных природных камней, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, ценных бумаг, котируемых в золоте.

Основным сектором рынка драгоценных металлов и драгоценных камней является рынок золота. Такое положение обусловлено ролью золота как единого денежного товара, т.е. мировых денег.

Создание правовой базы рынка операций с золотом проходило в несколько этапов.

Предпосылки к созданию российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней были заложены Указом Президента РФ от 15.11.91 г. «О добыче и использовании драгоценного металла, алмазов на территории РСФСР» и Постановлением Правительства РФ от 4.01.92 г. № 10 «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РФ и усиления государственного контроля за их производством и потреблением».

Этими законодательными актами разрешена добыча драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ юридическим лицам и гражданам РФ, предоставлено исполнительным органам власти республик, краев, областей, автономных образований право:

• утверждать без согласия с органами государственного регулирования РФ технико-экономические обоснования разведки и эксплуатации месторождений драгоценных металлов для всех россыпных месторождений, а также для рудных месторождений с запасами до 100 т золота и до 10 000 т серебра;

• осуществлять выдачу лицензий на геологический поиск и разведку, а также эксплуатацию месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней.

Этим же постановлением был поставлен вопрос о создании биржи драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.

Создание правовой базы рынка операции с золотом проходило в несколько этапов.

Но первым этапом становления реального рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ началось с Указов Президента РФ от 3.06.93 г. № 849 «Об усилении государственного контроля за отпуском и реализацией драгоценных металлов и драгоценных камней» и от 16.12.93 г. № 2148 «О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ», где государство впервые выразило намерение отказаться от монополии на проведение операций с золотом.

В соответствии с Указом Президента от 16.12.93 г. № 2148 становление российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней должно начаться с:

1) предоставления коммерческим банкам права совершать сделки с указанными ценностями, включая и залоговые операции;

2) создания биржи драгоценных металлов и драгоценных камней.

Для реализации первого этапа постановлением Правительства РФ от 3.06.94 г. № 756 было утверждено Положение «О проведении сделок с драгоценными металлами на территории РФ», где были определены основные объекты и субъекты рынка (впервые на рынок получили доступ коммерческие банки), порядок совершения сделок, вид валюты и платежа.

Данное Положение регулирует сделки с:

• минеральным и вторичным сырьем, содержащим золото;

• золотом в слитках;

• изделиями, содержащими золото и не относящимися к ювелирным и иным бытовым изделиям;

• полуфабрикатами, содержащими золото и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и иные бытовые изделия);

• драгоценными металлами, содержащимися в монете.

Положение применяется также к сделкам, связанным с продажей ювелирных и иных бытовых изделий, содержащих золото, скупочным предприятиям и предприятиям-изготовителям, а также с передачей таких изделий в виде лома аффинированным заводам для изготовления слитков. Указанное Положение не применяется к сделкам, связанным с вывозом из РФ драгоценных металлов в любом виде и состоянии.

Указанные сделки с золотом могут совершать следующие резиденты РФ:

• Минфин России (Комитет РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням – до 14.08.96 г.);

• Центральный банк РФ;

• специально уполномоченные банки;

• пользователи недр – предприятия, а также граждане – индивидуальные предприниматели, которые прошли регистрацию и имеют лицензию и квоту на добычу минерального сырья;

• скупочные предприятия – предприятия, покупающие у граждан золото в виде ювелирных и бытовых изделий и лома;

• предприятия-заготовители – предприятия, а также граждане – индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор и первичную обработку вторичного сырья;

• предприятия-переработчики – предприятия, производящие переработку сырья с получением промежуточного продукта, подлежащего последующей переработке для получения аффинированного золота в виде слитков. Аффинаж, или аффинирование (французское affinage – очистка) – это процесс получения драгоценного металла высокой чистоты путем их разделения и отделения от них загрязняющих примесей;

• аффинажные заводы – государственные предприятия, производящие слитки с содержанием основного металла не менее 99,5 %;

• промышленные потребители – предприятия, использующие золото для изготовления своей продукции (включая полуфабрикаты);

• инвесторы – хозяйствующие субъекты, не относящиеся к указанным выше субъектам, вкладывающие свои средства в приобретение слитков золота и монеты.

На втором этапе формирования законодательной базы рынка драгоценных металлов и драгоценных камней были заданы основные направления дальнейшего развития, а также Президент РФ внес некоторые изменения в свои указы от 15.11.91 г. и от 3.06.93 г.

Указом Президента РФ от 15.03.95 г. № 273 «О частичном изменении Указа Президента РФ от 15.11.91 г. «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР» в целях развития горнодобывающей промышленности разрешено производить оплату горнорудным предприятиям до 50 % добываемого золота в свободно конвертируемой валюте при условии направления этих средств на погашение инвестиционных кредитов в валюте, привлекаемых для освоения и развития золотосеребряных месторождений и оплаты дивидендов иностранным инвесторам.

28.10.94 г. Президент РФ издал Указ № 2041 «О внесении изменений в Указ Президента от 3.06.94 г. № 849 «Об усилении государственного контроля за отпуском и реализацией драгоценных металлов и драгоценных камней».

Этим указом был уточнен порядок выделения драгоценных металлов и драгоценных камней сверх тех планов их расходования, которые Правительство ежегодно утверждает на определенные цели. Уточненный порядок заключался в следующем: все требования о дополнительных расходах драгоценных металлов и драгоценных камней поступают в Минфин России, которое их рассматривает и передает в Правительство РФ. Правительство РФ, в свою очередь, представляет Президенту РФ необходимые обоснования вместе с проектом соответствующего Указа. Президент РФ также распоряжается Госфондом драгоценных металлов и драгоценных камней. Он выносит окончательное решение, сколько и на какие цели расходовать золотой запас страны.

В 1995 г. в стране был создан «Золотой клуб». В него вошли золотодобывающие и золотоперерабатывающие предприятия, коммерческие банки, ЦБ РФ, Минфин России и др. Задача: решение вопросов, связанных с обращением золота, в том числе с ценными бумагами, обеспеченными золотом.

В ассоциации российских банков создана секция по драгоценным металлам, которая объединила более 30 банков.

В порядке эксперимента 10 банков получили разрешение на вывоз золота за рубеж в качестве залога для привлечения иностранных инвестиций, а также разрешение на участие в вексельном кредитовании золотодобычи под гарантии Правительства РФ.

Правительство РФ приняло 25.11.95 г. Постановление № 1157 «О дополнительных мерах по развитию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней», в соответствии с которым намечено создать финансовые структуры (организации биржевой торговли слитками золота), необходимые для своевременного проведения расчетов с недропользователями за реализуемую ими продукцию, разрешено участие в деятельности рынка физическим лицам, определено налогообложение сделок, а также вывоз драгоценных металлов негосударственными структурами (в порядке эксперимента не более 5 специально уполномоченных банков).

Для создания в стране торговых площадок по операциям с золотом 12.09.96 г. была создана ассоциация «Золотая биржа». Учредителями ее стали банк «Российский кредит», Промстройбанк, Золотобанк, МАПОбанк, золотодобывающие предприятия, крупные старательные артели администрации золотодобывающих регионов. 13.09.96г. на Московской бирже (бывшая Московская товарная биржа) прошло учредительное собрание секции по работе с драгоценными металлами, т.е. Московская биржа стала первой в стране торговой площадкой по операциям с золотом и производными финансовыми инструментами.

Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ» о НДС» с 1.04.96 г. не облагаются: обороты по реализации для дальнейшей переработки и аффинирования руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценный металл, лома и отходов драгоценного металла; обороты по реализации драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней, Центральному банку РФ и специально уполномоченным коммерческим банкам; обороты по реализации драгоценных камней в сырье внешнеэкономическим организациям, Центральному банку РФ и специально уполномоченным коммерческим банкам; обороты по реализации драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ внешнеэкономическим организациям, Центральному банку РФ и специально уполномоченным коммерческим банкам; а также обороты Центрального банка РФ и специально уполномоченных коммерческих банков по реализации драгоценных металлов в слитках при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственное хранилище ценностей, хранилище ЦБ РФ или хранилище специально уполномоченных коммерческих банков)».

На третьем этапе создания нормативной базы рынка золота наибольшую активность проявил ЦБ России. В 1996-1997 гг. он подготовил и издал большой перечень документов, регулирующих банковскую деятельность на рынке драгоценных металлов:

• введен новый порядок лицензирования деятельности кредитных организаций на рынке;

• расширены сферы и предмет операций банков с драгоценными металлами;

• определен порядок проведения банковских операций и сделок с драгоценными металлами;

• установлен порядок регулирования открытых позиций в драгоценных металлах;

• введен норматив ликвидности по операциям с драгоценными металлами;

• разработаны правила ведения бухгалтерского учета операций.

Принятием важнейших документов по либерализации рынка операций с золотом характеризуется следующий (четвертый) этап его развития:

• разрешена купля-продажа слитков драгоценных металлов физическим лицам (Постановление Правительства РФ от 30.06.97 г. № 772);

• отменена государственная монополия установления цен на драгоценные металлы (Постановление Правительства РФ от 30.06.97 г. № 773);

• разрешен экспорт из РФ аффинированного золота (Указ Президента от 23.07.97 г. № 767).

В целом на сентябрь 1997 г. созданы необходимые условия для проведения кредитными организациями операций с драгоценными металлами. Однако нормативную базу рынка операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями нельзя считать завершенной, пока не будут приняты:

закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

положение «О совершении операций и сделок с драгоценными металлами на территории РФ».

Главная идея законопроекта «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» состоит в том, что драгоценные металлы и драгоценные камни объявляются товаром, подлежащим купле-продаже. Государство становится лишь одним из его покупателей.

В проекте положения «О совершении операций и сделок с драгоценными металлами на территории РФ» определены субъекты рынка, их права и обязанности.

Участниками рынка операций с драгоценными металлами становятся: Министерство финансов и его уполномоченный орган – Гохран; Банк России; недропользователи; банки, имеющие золотую лицензию ЦБ РФ; скупочные предприятия; предприятия-заготовители; аффинажные заводы; промышленные потребители; торговые организации, в том числе индивидуальные предприниматели; биржа драгоценных металлов; инвесторы; сервисные предприятия, имеющие соответствующие разрешения.

Начало 1998 г. сохранило высокий темп перемен в либерализации рынка драгоценных металлов. Анонсированное в прошедшем году право на экспорт аффинированных золота и серебра было закреплено законодательно Постановлением Правительства от 18.02.98 г. «Об экспорте из Российской Федерации аффинированного золота и серебра, осуществляемом кредитными организациями».

18.09.98 г. Госдума в первом чтении приняла проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Согласно законопроекту из закона должно быть изъято положение, в соответствии с которым владелец лицензии на добычу драгоценных металлов должен был осуществлять добычу исключительно собственными силами.

Оборот золота. Драгоценные металлы и драгоценные камни обладают инвестиционной ценностью и являются инструментом образования денежных средств, следовательно, – это финансовые активы, которые способны обеспечить экономический и финансовый потенциал государства, банка, а также отдельного богатого человека.

В этих активах основную роль играют золото и алмазы. Золоту присущи особые специфические свойства, которые только его могут сделать мировыми деньгами. Качество изделий из драгоценных металлов оценивается с помощью проб. Проба – это количество граммов в 1 кг данного сплава. Иначе говоря, проба показывает количество весовых единиц драгоценного металла в тысяче весовых единиц сплава.

Все изготовленные на территории России ювелирные изделия и другие бытовые изделия из драгоценного металла, предназначенные для продажи или выполненные по заказу, а также вывозимые за границу, должны быть клеймены государственным пробирным клеймом.

Порядок клеймования установлен Положением по пробам и клеймении изделий из драгоценных металлов в РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2.10.92 г. № 1152.

До недавнего времени наша страна традиционно продавала за границу слитки золота высокой 999,9 пробы. В феврале 1996 г. инженеры аффинажных заводов приняли решение перейти на выпуск золота 995 пробы, которая является самым ходовым международным стандартом. Это позволило снизить себестоимость очистки металла на 0,1 % его цены. Аффинаж в 1995г. составлял 1,5 % от себестоимости металла, что в 6-10 раз выше, чем во всем мире.

На все драгоценные металлы имеются ГОСТы. Аффинажное золото в слитках для нужд народного хозяйства и для экспорта выпускается в соответствии с ГОСТ 28058-89 «Золото в слитках. Технические изделия».

Слитки имеют форму усеченной пирамиды с размерами в мм: 284 – длина большого основания; 88 – ширина большого основания; 229 – длина меньшего основания; 59 – ширина меньшего основания; 35 – высота.

Слитки имеют массу от 11 000,0 г до 13 300,0 г. На большом основании слитка должны быть выбиты № слитка, надпись СССР и изображение серпа и молота, расположенного в эллипсе; марка золота; массовая доля золота; масса слитка.

Марка золота – это фабричное клеймо, то есть знак предприятия-изготовителя на слитке золота. Согласно ГОСТу 28058 89 золото в слитках изготовляется следующих марок:

• ЗЛА-1П (массовая доля золота 99,99 %, примесей не более 0,01 %);

• ЗЛА-1 (массовая доля золота 99,99 %, примесей не более 0,01 %);

• ЗЛА-2 (массовая доля золота 99,98 %, примесей не более 0,02 %);

• ЗЛА-3 (массовая доля золота 99,95 %, примесей не более 0,05 %).

Золото в слитках принимают партиями. Масса партии не более 550 кг. Партия должна состоять из металла одной марки и одной плавки и оформляться одним документом о качестве, содержащим: товарный знак или наименование предприятия-изготовителя и товарный знак; марку золота; номера слитков; номер партии; результаты химического анализа; номер сертификации; обозначение стандарта; год изготовления.

Должна быть оформлена спецификация, содержащая: наименование предприятия-изготовителя; марку золота; номера слитков; массу каждого слитка, г; массовую долю золота в каждом слитке, %; массу золота в каждом слитке, г; общую массу золота по спецификации; номера партий; номер спецификации; год выпуска.

Контролю качества поверхности и массы подвергают каждый слиток. В настоящее время для ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов установлены следующие пробы: платиновая 950; золотая 375; золотая 585; золотая 750; серебряная 800; серебряная 830; серебряная 875; серебряная 925; серебряная 960; палладиевая 500; палладиевая 850.

Также допускается изготовление изделий из золота 583-й пробы предприятиями бытового обслуживания по заказам граждан из давальческого сырья. Кроме того, на территории РФ имеют хождение и реализуются изделия из драгоценных металлов, изготовленные и клейменые ранее в соответствии с порядком, действовавшим до утверждения вышеуказанного Положения.

В нескольких странах на золото установлены следующие пробы по каратной системе: 375 проба = 9 каратам; 585 проба = 14 каратам; 750 проба = 18 каратам.

В 1995-1996 гг. с золотодобывающими предприятиями работали не многие российские банки. Среди них можно выделить Инкомбанк, который в сезоне 1995 г. заключил договоры на закупку и авансирование примерно 1т золота. Это приблизительно 20 % от всего объема закупки драгоценных металлов коммерческими банками страны.

Анализ состояния российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в 1996 г. выявил ряд недостатков в его организации. К этим недостаткам можно отнести ограниченные возможности специально уполномоченных банков по операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями и существующее неравноправие в части обращения физического металла между государством в лице ЦБ РФ и Минфином РФ, с одной стороны, и специально уполномоченными банками – с другой.

Коммерческие банки обязаны приобретать золото у добывающих предприятий лишь путем заключения с ними договоров купли-продажи, в которых должна быть жестко зафиксирована цена золота, утверждаемая ежемесячно Минфином России, а не договорная цена, т.е. цена соглашения между участниками сделки купли-продажи золота. В связи с этим специально уполномоченным банкам невыгодно покупать золото у старателей, которое они могут продать сверх государственного заказа. Банки не имели права продавать слитковое золото ювелирным и другим потребителям, а также работать с изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Кроме того, порядок, по которому банк покупал золото у добывающих предприятий с авансированием в размере не менее 25 % стоимости в соответствии с заключаемыми с ними договорами, начиная с ноября года, предшествующего добыче, являлся для банка рискованным, так как еще неизвестно, удастся ли предприятию достаточно добыть драгоценного металла для обеспечения выполнения обязательств перед государством и банком. В то же время продать золото внутри РФ было трудно. Также трудна продажа за границу из-за проблем, связанных с получением соответствующих лицензий и высоких таможенных пошлин.

До 1.04.96 г. коммерческие банки, в отличие от органов государственного управления, при осуществлении сделок с поставкой физического металла обязаны были платить НДС, что ставило их в неравное положение. НДС по операциям с драгоценными металлами как финансовыми инструментами был отменен с 1.04.96 г.

В целях организации межбанковского рынка драгоценных металлов в стране Центральный банк РФ приказом от 30.12.96 г. № 02-475 ввел в действие Временный порядок проведения Банком России операций по купле-продаже драгоценного металла на внутреннем рынке РФ.

Постановлением от 30 июня 1997 г. Правительство РФ утвердило «Правила совершения кредитными организациями сделок купли-продажи мерных слитков драгметаллов с физических лиц» и "О внесении изменений в порядок регулирования цен (тарифов) на драгоценные металлы". Согласно этим документам, направленным на либерализацию внутреннего рынка драгоценных металлов, цены на золото теперь устанавливаются самими продавцами, а не Центральным банком или Министерством финансов, и, кроме того, физические лица получили право совершать операции с золотыми слитками. Вплоть до середины 1997 г. расчетные, отпускные и другие виды цен на драгоценные металлы устанавливались государством. Цены фиксировались ежемесячно в рублях за 1 грамм чистого металла исходя (с 1992 г.) из ежемесячных мировых цен и среднемесячного курса рубля к доллару. С июля 1997 г. Банк России устанавливает ежедневные котировки по его операциям с драгоценными металлами.

Для полной либерализации рынка недоставало только разрешения свободного экспорта золота. С 1 октября 1997 г. российские банки получили и это право. Однако эти меры не привели к существенному оживлению российского рынка драгоценных металлов. Сдерживающим фактором является сохранение НДС на операции с золотом и отсутствие еще полностью разработанной правовой базы экспорта золота. Физические лица уже могут купить слитки золота в нескольких банках, а вот продать их при желании практически негде. Кроме того, при продаже слитка золота население не только не получает никакой прибыли, но и теряет на разнице в цене и на 20-процентном НДС, уплаченном при покупке слитка и никак не возмещаемом при его продаже. Поэтому физические лица не очень охотно идут на приобретение слитков, а банки вынуждены торговать на внутреннем рынке с тем же Центральным банком, который, видимо, этого и добивался.

Таблица 7.6

Динамика котировок золота Центрального банка России
c 25.03.97 по 26.05.99, в руб. за 1 г золота[7]
Годы
1997
1998
1999

покупка
продажа
покупка
продажа
покупка

Средняя цена за год
59614,59
127889,1
90,75554
59,7687
210,7946

Максимальная
63484,00
66 076,0
191,293
72,984
222,718

Минимальная
52929,00
55 090,0
52,459
54,6
186,342




Начало 1998 г. сохранило высокий темп перемен в либерализации рынка драгоценных металлов. Россия стала частью свободного мирового рынка золота, которое теперь достаточно свободно может перемещаться через границу.

В этом году государство фактически ушло с рынка финансирования золотодобывающих предприятий. Согласно Закону «О федеральном бюджете», в текущем году государство планировало закупить у старателей порядка 60 тонн золота. Однако к авансированию золотодобычи в 1998 г. оно не приступало, в связи с чем лишилось права приоритетной покупки драгоценных металлов.

Из других особенностей отечественного рынка драгоценных металлов в 1998 г. следует отметить чрезвычайно высокую активность коммерческих банков, которые настолько активизировались, что проавансировали поставку около 80 т золота против 17 т в прошлом году. По итогам прошлого сезона основная часть золота, приобретенного банками, была реализована ими Центробанку. Лето 1998 г. разрушило сложившуюся систему.

Рост ликвидности рынка драгоценных металлов и возможность экспортировать золото привели к тому, что теперь коммерческие банки смогли ориентироваться не на цену покупки золота Центральным банком России (лондонский фиксинг минус 2 процента), а на чистый лондонский фиксинг.

Это способствовало становлению нормальной рыночной системы, в которой заинтересованы не только финансисты, но и золотодобывающие предприятия. Конкуренция между коммерческими банками привела к тому, что цены для производителей возросли. Средняя стоимость покупки золота у недропользователей колебалась в 1998 г. от минус 0,8 до минус 2,5 процента от цены золота на Лондонской бирже, тогда как в 1997 г. она находилась в пределах минус 3,5-8 процентов от фиксинга.

Оживился и межбанковский рынок драгоценных металлов. Ряд небольших банков, не имеющих собственных лицензий на экспорт золота и серебра или по каким-либо причинам не считавших целесообразным выходить на мировой рынок самостоятельно, активно продавали металлы более крупным, которые формировали большие партии для продажи ЦБ или для экспорта. Как показала практика, экспорт аффинированного золота обычно становился рентабельным при вывозе партии размером не менее 200 кг металла. Экспорт меньших объемов золота малоэффективен по причине относительно высоких абсолютных размеров накладных расходов (фрахт самолета, страховка груза, спецупаковка и т.д.).

ОНЭКСИМ Банк первым из российских банков осуществил экспорт драгоценных металлов. Объем первой партии, проданной в Лондоне, составил немногим более тонны золота. Большую часть вывезенных золота и серебра первой партии составила продукция РАО Норильский никель. Таможенный сбор составил чуть менее 0,15 % от стоимости партии. Из двух возможных схем золотого экспорта – через центральную государственную специализированную связь (ГЦСС) или таможенный пост Гохрана РФ банк как наиболее рентабельную выбрал последнюю.

Следующими свободными экспортерами стали Банк Российский кредит и Внешторгбанк. Внешторгбанк, ранее, в течение многих лет экспортировавший золото только по поручениям Правительства РФ, получил также дополнительную возможность реализовывать на международных рынках как собственный металл, закупаемый на внутрироссийском рынке, так и золото своих российских клиентов по их поручениям. Опыт международных операций, накопленный банком за время работы с золотом Госфонда РФ, наличие сети безналичных золотых счетов дало ему возможность существенным образом повысить качество услуг, предоставляемых клиентам – недропользователям.

Размах операций коммерческих банков с золотом, их экспансивность на фоне весьма негибкой и неэнергичной работы Гохрана РФ, сдерживавшейся фактическим отсутствием финансовых ресурсов госбюджета, в течение этого года постоянно порождали конфликтные ситуации.

По данным Министерства экономики РФ, к концу сентября коммерческие банки приобрели в сумме более 60 тонн золота, около 70 процентов которого было экспортировано. Оставшаяся часть в основном была реализована Банку России, некоторое количество – населению, очень небольшая часть была продана банками ювелирным предприятиям.

В период финансового кризиса большинство банков испытали серьезные трудности в выполнении своих обязательств перед золотодобывающими предприятиями. Из всех крупных операторов на рынке остались лишь ОНЭКСИМ банк, Сбербанк и Внешторгбанк. Такие банки, как Российский кредит, МЕНАТЕП, ИНКОМБАНК, СБС-Агро, практически прекратили свои операции с золотом. Это обстоятельство неожиданно дало шанс средним операторам рынка драгоценных металлов, и многие им с успехом воспользовались. Здесь среди лидеров выделяется КБ Ланта-Банк, который не только полностью исполнил свои обязательства перед недропользователями, но взял на себя покупку металла по многим расторгнутым из-за кризиса договорам других банков. Среди банков, активно работавших в период кризиса и продолжающих по сей день расплачиваться за поставленный в их адрес металл в строго оговоренные сроки, можно выделить Банк Московский Деловой Мир, Международный акционерный банк, ГУТА-Банк, Банк Зенит и Банк Витас.

Что же касается места золота в официальных международных ликвидных резервах России, то несмотря на суммарное уменьшение золотых резервов на 10 % в результате финансового кризиса в 1998 г., его доля возросла с 27,5 % до 36,2 % (табл. 7.7). Российский рынок золота представлен разнообразными видами операций, осуществляемых на мировом рынке. Одни из них более развиты, другие – менее, но всех их можно разделить на операции, осуществляемые банками и биржами.

Банковские операции с драгоценными металлами. С 1.11.96 г. вступило в действие Положение о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории РФ и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами.

Таблица 7.7

Официальные золотые запасы, в млн тройских унций[8]

1993
1994
1995
1996
1997
1998
Доля в золотовалютных резервах

Великобритания
18,45
18,44
18,43
22,99
22,99
22,99
17,6 %

США
261,79
261,73
261,70
261,67
261,67
261,67
53,6 %

Швейцария
83,279
83,279
83,279
83,279
83,279
83,279
39 %

Япония
24,244
24,244
24,244
24,244
24,244
24,244
3 %

Россия
10,193
8,424
9,421
12,411
13,183
14,034
31,0 %




В соответствии с ним ЦБ РФ регулирует величины лимитов в открытой позиции по операциям с драгоценными металлами, устанавливает официальные котировки цен на них, покупает золото у банков по заранее определенной товарной цене.

Банки имеют право осуществлять операции и сделки с драгоценными металлами:

1) покупать и продавать драгоценные металлы как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии и поручениям);

2) привлекать драгоценные металлы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц;

3) размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках, и предоставлять займы в драгоценных металлах;

4) предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных металлов;

5) оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища;

6) сделки купли-продажи с драгоценными металлами осуществляются с поставкой драгоценных металлов в физической форме или с отражением по счетам;

7) сделки купли-продажи могут осуществлять на следующих условиях:

7.1) сделки купли-продажи с немедленной поставкой (наличные деньги), когда дата валютирования (дата поставки денежных средств и драгоценных металлов) устанавливается в пределах двух рабочих дней от даты заключения сделки.

Расчеты по поставке металла и денежных средств могут проводиться разными датами валютирования, что должно быть специально оговорено между сторонами в момент заключения сделки;

7.2) срочные сделки купли-продажи, когда сроки расчетов по сделке составляют более двух рабочих дней от даты заключения сделки;

8) банки могут совершать другие сделки с драгоценными металлами (опционы, свопы, фьючерсы и другие) в соответствии с законодательством РФ и международной банковской практикой;

9) все денежные средства и обязательства, возникающие при совершении сделок с драгоценными металлами между резидентами РФ, должны быть выражены и оплачены в валюте России.

Порядок проведения банковских операций с драгоценными металлами следующий: банки проводят операции с драгоценными металлами с открытием металлических счетов, то есть счетов, открываемых в специально уполномоченном банке юридическим или физическим лицом, на котором отражается физическое количество аффинированных драгоценных металлов, принадлежащих данному лицу.

Металлические счета бывают трех видов:

1. Именной счет – предназначен для учета только одного вида драгоценного металла.

2. Счет в безналичном металле (англ. unallocated account – неаллокированный счет)- используют для осуществления по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов и предназначен для учета физического количества металла без указания индивидуальных признаков и осуществления операций по его привлечению и размещению.

Драгоценные металлы, учитываемые на обезличенных металлических счетах, имеют количественную характеристику массы металла (для монет – количество в штуках) и стоимостную балансовую оценку.

В договоре обезличенного металлического счета определяются операции, проводимые по данному счету, условия зачисления на счет и возврата со счета драгоценных металлов, а также размер и порядок выплаты вознаграждений, связанных с ведением счета, изменением индивидуальных характеристик драгоценного металла при их зачислении и выдачи со счета в физической форме и отклонением массы металла, числящегося на обезличенном металлическом счете, от массы металла, подлежащего возврату с этого счета в физической форме.

Банки открывают следующие виды обезличенных счетов:

• счета клиентов (срочные и до востребования), в том числе корреспондентские счета банков;

• счета учетов займов в драгоценных металлах, выданных клиентам.

Для осуществления операций, связанных с переводом драгоценных металлов по обезличенным металлическим счетам, банки имеют право устанавливать корреспондентские отношения с банками.

Привлечение и размещение драгоценных металлов на обязательные металлические счета может быть осуществлено путем перевода драгоценных металлов с другого обязательного металлического счета, зачислением на обязательный металлический счет драгоценных металлов при их физической поставке, а также зачислением драгоценных металлов, проданных клиенту, или драгоценных металлов, приобретенных банком.

Возврат драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов клиентов возможен путем перечисления драгоценных металлов на другие обезличенные металлические счета, снятием драгоценных металлов в физической форме, а также путем совершения сделки купли-продажи драгоценных металлов, числящихся на счете.

Займы в драгоценных металлах предоставляются путем поставки драгоценного металла клиенту в физической форме на обезличенные металлические счета в обмен на обязательство поставки драгоценного металла по истечении установленного договором срока. Проценты по обезличенным металлическим счетам, комиссионные сборы и прочие вознаграждения, связанные с ведением металлического счета, исчисляются в рублях и могут быть выплачены в драгоценных металлах.

3. Счет ответственного хранения (англ. allocated account – аллокированный счет)- предназначен для хранения драгоценных металлов. Термин «ответственное хранение» имеет 2 значения:

• обязательство, которое возникает на основании договора или в силу закона при отказе хозяйствующего субъекта – покупателя (получателя) от акцепта платежного требования либо при отказе от принятия продукции, забракованной как несоответствующей стандартам, техническим условиям или образцу. Продукция, принятая на ответственное хранение, может быть использована лишь после оплаты. Если не последовало распоряжения поставщика в течение 30 дней со дня направления уведомления, покупатель вправе распорядиться продукцией, использовав, прежде всего, возможность реализации ее на месте;

• принятие складом, ломбардом, банком на хранение товароматериальных ценностей.

Драгоценные металлы, принятые от клиента на хранение, не являются привлеченными средствами банка и не могут быть размещены им от своего имени и за свой счет.

Центральный банк РФ осуществляет следующий контроль за совершением операций с драгоценными металлами:

1) при проведении банковской операции с драгоценными металлами банки обязаны осуществлять контроль за соотношением требований и обязательств в драгоценных металлах в рублевой оценке, то есть вести открытую позицию по операциям с драгоценными металлами. Порядок регулирования открытой позиции устанавливает Банк России;

2) банки осуществляют операции с драгоценными металлами с использованием обезличенных счетов только при наличии лимита открытой позиции по операциям с драгоценными металлами, установленного Банком России;

3) Банк России устанавливает единые правила ведения бухгалтерского учета операций с драгоценными металлами, порядок переоценки счетов учета драгоценных металлов, формы отчетности, порядок и сроки ее представления, а также определяет прочие нормативы деятельности банков по операциям с драгоценными металлами и осуществляет контроль за их соблюдением;

4) Банк России устанавливает порядок приема, хранения и выдачи драгоценных металлов банками;

5) в случае нарушения банком требований настоящего Положения к банку принимаются меры, предусмотренные статьей 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации». Невыполнение требований Центрального банка РФ может служить основанием для отзыва лицензии (разрешения) на совершение операций с драгоценными металлами.

Коммерческий банк, специально уполномоченный Центральным банком РФ на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами, получает статус специально уполномоченного банка.

Такой банк может совершать:

• сделки купли-продажи слитков золота как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии или поручениям) со специально уполномоченными банками, Центральным банком РФ, промышленными потребителями, инвесторами;

• операции со слитками золота по специальным счетам, открываемым ими в соответствии с принятой международной практикой;

• залоговые операции со слитками золота при условии реализации предмета залога через специально уполномоченный банк.

Банки проводят операции с золотом в целях:

• получения прибыли;

• обеспечения кредита, то есть выдачи денежной ссуды под залог золота;

• спекуляции – краткосрочных сделок по получению прибыли в виде разницы;

• тезаврации золота;




Следовательно, в зависимости от цели банки могут осуществлять различные операции с золотом (рис. 7.3).

Рис. 7.3. Виды банковских операций с золотом

Процесс получения крупного кредита под залог золота тот же, что и под залог любых товарно-материальных ценностей. Заемщик подает в банк заявление, прилагает к нему другие требуемые кредитором документы и заключает с банком два договора: кредитный и о залоге.

При залоговом займе золото остается собственностью Центрального банка РФ.

В случае с операциями своп владелец золота меняется, то есть золото переходит от Центрального банка к его партнеру по сделке из частного сектора на весь период данной операции.

Своп (англ. swap – обмен, менять) с золотом – это операции по одновременной покупке и продаже определенного количества золота при условии расчетов по ним на разные даты по разным ценам: по цене спот и форвардной цене.

Цена спот (англ.spot – наличный, немедленно оплачиваемый) – это цена наличной сделки. При споте обмен золото– рубли (или золото – валюта) производится немедленно, как правило, в течение двух рабочих дней, не считая дня зачисления сделки. Основной курс спотовых сделок – это курс телеграфного перевода.

Форвардная цена (англ. forward – передний, заблаговременный) – это цена, зафиксированная в срочном контракте, по которому золото обменивается на рубли или валюту через определенный срок в будущем. Таким образом, происходит обмен одного и того же количества золота на деньги между инвесторами (банками, компаниями и т.п.) и специально уполномоченными банками.

Своп с золотом – это покупка-продажа золота на определенный срок по цене спот с гарантией последующей продажи-покупки этого объема золота по форвардной цене, то есть по цене, зафиксированной в контракте. Из этого можно сделать вывод, что своп с золотом означает подписание двух отдельных контрактов по обмену золото – деньги в одно и то же время. Эти контракты имеют противоположную направленность и разные даты расчетов.

В международных сделках своп объем сделки установлен в тройских унциях, а цена золота – в долларах США за 1 тройскую унцию. Для сделок на российском рынке золота объем сделки следует устанавливать в граммах, а цену золота – в рублях или долларах США за 1 грамм.

Золото – рубль своп усиливает связь рынка драгоценных металлов с денежным рынком и, прежде всего, с депозитным сектором этого рынка.

Появление на рынке драгоценных металлов мерного золота значительно расширяет возможности и объемы операций своп, так как в них уже могут участвовать мелкие инвесторы. Минимальная сумма сделки своп с мерным золотом может быть 10 млн руб. и менее. Можно проводить золото – валютные свопы, то есть обмен золота на иностранную валюту и обратно.

Арбитраж – операции по купле-продаже валютных ценностей с целью получения прибыли. Из драгоценных металлов арбитражные операции проводятся в основном с золотом. Инвестор, осуществляющий арбитражные операции, называется арбитражером.

Виды арбитража с золотом:

1. Временный – операция, проводимая с целью получения прибыли от разницы цен на золото во времени. Суть: арбитражер покупает золото по сегодняшней цене, хранит его в сейфе какое-то время и продает по цене выше цены покупки. Однако из-за незначительного колебания цены золота этот вид арбитража распространен мало.

2. Пространственный – операция, проводимая с целью получения прибыли за счет различий в цене на золото на разных рынках золота, то есть производится покупка золота в одном банке и одновременная продажа его другому банку по более высокой цене.

Сегодня российский рынок золота находится в стадии становления, хотя законодательная база практически сформирована. Вторичный рынок не развит. Поэтому операции своп и арбитраж с физическим металлом почти не проводятся.

С целью ограничения рисков банков, получивших лицензию на осуществление операций с золотом, с 1.04.97 г. Банк России установил лимит суммарной величины открытых позиций в драгоценных металлах в соответствии с письмом Центрального банка РФ от 13.03.97 г. № 424 «О порядке регулирования открытых позиций по операциям с драгоценными металлами банками РФ».

Центральный банк РФ 21.03.97 г. издал Приказ № 02-97 «О введении в действие Положения «О порядке ведения бухгалтерского учета сделок купли-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг в кредитных операциях».

Это положение определяет принципы ведения бухгалтерского учета сделок купли-продажи различных финансовых активов с даты заключения сделки до даты валютирования (оговорения сторонами даты поставки средств на счета контрагента), если дата заключения сделки и дата валютирования не совпадают.

Ценные бумаги, обеспеченные золотом. Тезаврация золота производится в основном в форме накопления слитков золота. Эти направления банков не трансформируются в ссудный капитал, а представляют собой денежный капитал в чистом виде без перспективы быть отданным в ссуды.

В настоящее время тезавраторы приобретают золотые сертификаты, представляющие собой свидетельства о депонировании золота в банке. Они подлежат свободному размену на обозначенное в них количество золота либо денежные эквиваленты золота по рыночной цене.

Золотые сертификаты очень удобны для их владельцев, так как позволяют избежать трудностей и дополнительных расходов по хранению, страхованию золота, проверки его пробы. Золотые сертификаты обычно выпускаются именными с правом передачи их путем индоссамента. Иностранные банки выпускают также золотые сертификаты взамен депонированных монет и слитков золота, хранящихся в других странах, что фактически служит гарантией от их национализации или блокирования.

Разновидностью золотых сертификатов являются сберегательные книжки, выдаваемые владельцу депонированного золота и позволяющие ему проводить многократные операции с золотом. Первой российской ценной бумагой в золотом номинале является Золотой сертификат, выпущенный в обращение Минфином РФ в сентябре 1993г. сроком на 1 год. Он имел номинал 10 кг 999,9 пробы. Реализовался хозяйствующим субъектам и гражданам через уполномоченные банки, то есть через банки, имеющие лицензию Центрального банка РФ на операции с валютными ценностями. Банки имели право дробить сертификат и продавать его частями. Минимальный размер части составлял 100 г золота.

Сертификаты продавались в течение первых двух недель по номинальной стоимости, рассчитанной исходя из эквивалента цены золота 999,9 пробы на Лондонском рынке на дату начала эмиссии в рублях. После этого срока они продавались с премией, то есть по цене выше номинала. Рублевый номинал золотого сертификата зависит от цены золота (второй фиксинг на предыдущий день на Лондонском рынке) и курса доллара (последний курс Центрального банка РФ). По сертификатам один раз в квартал начисляется доход (процент). Квартальный доход определялся как 3/12 годовой ставки ЛИБОР + 0,75 % от номинала, который определялся ценой золота 999,9 пробы на Лондонском рынке на первое число месяца, следующего за прошедшим кварталом, и текущим (на дату выплаты) курсом доллара. Доход по сертификату не облагается ни налогом на прибыль, ни налогом на доходы банков, ни подоходным налогом с граждан, поскольку Золотой сертификат – это государственная ценная бумага.

Минфин ежедневно объявлял цену продажи сертификата. Она зависела от цены золота, курса доллара США и премии, сумма которой, в свою очередь, – от количества денег, оставшихся до конца квартала. Размер премии определялся как сумма процентов, начисленных с начала текущего квартала до даты приобретения. В первый день квартала она равна нулю, в последний день приближается к сумме квартальной выплаты, следовательно, владельцу сертификата начисляется процент, зависящий от времени владения. В зависимости от даты приобретения рублевая доходность к погашению Золотого сертификата колебалась от 75 до 115 %, а валютная доходность – от 10 до 40 % годовых.

Операции по купле-продаже золотого сертификата облагались налогом на операции с ценными бумагами в размере 0,1 % от цены. При первичном размещении сертификата этот налог включается в цену при определении премии. Вторичный рынок золотого сертификата не возник из-за сравнительно низкой доходности, низкой ликвидности, которая связана с тем, что Золотой сертификат – это именная ценная бумага, и оформление сделки должно быть обязательно произведено в Министерстве финансов РФ, что занимает несколько дней.

Погашение Золотого сертификата 1993 г. выпуска производилось после 27.09.94 г. по средней за август-сентябрь 1994 г. цене золота 999,9 пробы на Лондонском рынке в рублях или путем передачи золота в количестве, соответствующем номиналу сертификата.

Порядок выдачи золотых слитков владельцам Золотых сертификатов выпуска 1993 г. при их погашении был установлен письмом Роскомдрагмета и Минфина РФ от 15.09.94 г. № 5-2-01.

Одновременно с Золотым сертификатом находились также различные его модификации. Например, частная инвестиционная компания «Номинал» выпустила «Билет Золотого Займа». Этот билет обеспечен долями Золотого сертификата Минфина РФ, принадлежащего компании «Номинал». Он равен по номинальной стоимости 1 г золота 999,9 пробы. «Билет Золотого Займа» погашался (с 15.10.94 г.) по номинальной стоимости (эквивалент 1 г золота), пересчитанной на момент погашения.

С целью создания механизма выпуска и обращения на фондовом рынке ценных бумаг, обеспеченных золотом, во втором полугодии 1995 г. было создано ЗАО «Объединенный финансовый дом». Это акционерное общество является объединением так называемых «золотопроводящих банков» для решения проблемы ликвидности рынка драгоценных металлов.

В целях обеспечения дальнейшего развития рынка государственных ценных бумаг Президент РФ издал Указ от 5.09.95г. № 899 «О выпуске государственных ценных бумаг, обеспеченных золотом», в соответствии с которым для выпуска данных ценных бумаг в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ было депонировано золото в объеме фактической реализации данных ценных бумаг (30 т.).

В соответствии с вышеназванным Указом Президента РФ и генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 15.05.95 г. № 458, Правительство РФ приняло 5.11.95г. Постановление № 1091 «О выпуске государственных ценных бумаг», предусматривающих право их владельца на получение золотых слитков, то есть облигаций золотого федерального займа (ОЗФЗ). Срок обращения данных облигаций – 3 года. Номинальная стоимость ОЗФЗ выражается в рублях и определяется исходя их стоимости 100 г золота на Лондонском рынке драгоценных металлов в слитках (второй фиксинг) в долларах США, переведенных по официальному курсу Центрального банка РФ на дату начала эмиссии облигаций.

Объем выпуска этих облигаций был установлен в количестве 300 000 штук. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. Им выплачивается процентный доход, размер которого равен годовой ставке ЛИБОР по доллару США, действующей на предшествующий день перед датой его объявления, плюс 1 %. Процентный доход выплачивается один раз в год в рублях по официальному курсу Центрального банка РФ на дату его выплаты.

Погашение ОЗФЗ:

• юридическими лицами – может производиться по выбору владельца в рублях в безналичной форме, либо в натуральной форме в виде слитков золота чистоты 99,99 %;

• физическими лицами – производится в рублях в порядке, определенном Минфином РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

Вышеназванным постановлением Правительства от 5.11.95 г. № 1091 было намечено:

• обеспечить выпуск слитков золота весом 1000г в необходимом объеме;

• производить выдачу слитков золота из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ начиная с ноября 1998 г. исходя из требований владельцев ОЗФЗ в пределах депонированного на эти цели золота.

В последние дни 1998 г. Минфин РФ выпустил новые «Золотые сертификаты» с целью авансирования золотодобывающей промышленности России. Переговоры Гохрана с российскими и иностранными банками в декабре показали, что потенциальные инвесторы по-прежнему крайне настороженно относятся к этому финансовому проекту Минфина и увязывают свое участие в нем с ЕБРР. Как известно, ЕБРР был готов купить большую часть этих бумаг (37 т), общий объем эмиссии которых эквивалентен 50 т золота, это принесло бы России около $ 500 млн. Однако МВФ не рекомендовал Европейскому банку участвовать в проекте. Фонд выразил опасение, что выпуск таких ценных бумаг может повлечь снижение золотовалютных резервов Центробанка. Это, в свою очередь, нарушит параметры, при соблюдении которых фонд готов возобновить финансирование России. Поэтому МВФ рекомендовал ЕБРР приостановить переговоры.

Осенью Гохран надеялся, что эмиссию сертификатов выкупит Банк России, но тот отказался это сделать, поскольку больше заинтересован в покупке золота напрямую у недропользователей. После этого Минфин начал искать покупателей "на стороне". В Гохране полагают, что если МВФ даст добро, то число желающих купить "золотые сертификаты" может возрасти. Безусловно, сделка с ЕБРР подстегнет к участию в этом проекте более мелких покупателей.

Пока же Минфин завершает подготовку технических вопросов по запуску этих бумаг в обращение. В частности, ведутся переговоры о передаче их на хранение в Национальный депозитарный центр.

Биржевые операции с драгоценными металлами. К драгоценным металлам, являющимся предметом биржевых сделок, относится прежде всего золото.

Биржевые сделки могут проводиться с золотом как с физическим металлом, так и с ценными бумагами, обеспеченными золотом. Золото как физический металл является предметом сделок на бирже драгоценных металлов. Ценные бумаги, обеспеченные золотом, – это предмет сделок на фондовой и фьючерсной биржах.

Биржевые операции с золотом на российском рынке включают 4 вида:

• торговлю золотом;

• торговлю ценными бумагами, обеспеченными золотом, – это торговля облигациями золотого федерального займа. Она является традиционной формой биржевых сделок и осуществляется по стандартной схеме и стандартным правилам.

• хеджирование – система купли-продажи срочных контрактов (форвардного или фьючерсного) и заключения сделок, учитывающих вероятные изменения цен на золото в будущем;

• фьючерсные операции – купля-продажа активов по цене, фиксируемой в момент заключения сделки и с исполнением операций через определенный промежуток. Могут проводить как с ценными бумагами, обеспеченными золотом, так и с золотом в физической форме.

Роскомдрагмет в 1994 г. предлагал ввести в обращение предъявительские сертификаты на золото. Тогда же предполагалось, что будут проводиться операции с фьючерсами и опционами на эти предъявительские сертификаты, и были разработаны проекты Временных правил расчетов по фьючерсным сделкам на предъявительские сертификаты Комдрагмета РФ на золото, Правил фьючерсной торговли по индексам цен на золото, правил фьючерсной торговли по предъявительским сертификатам Комдрагмета РФ на золото.

С мая 1995 г. фьючерсные операции с золотом проводит Российская биржа. Золотой фьючерс включает 100 г золота 999,9 пробы. Сумма залога для участников сделки с золотым фьючерсом равна 850 долл. США. Сумма контрактов на золото возросла с 4 до 6 кг, что свидетельствует о перспективе фьючерсных операций. Золотой фьючерс признан страховать риски всех участников рынка золота, включая золотодобытчиков.

Золотой фьючерс в развитом рынке драгоценных металлов будет играть роль финансового инструмента стабильности экономики страны. Это обусловлено двумя обстоятельствами:

• Российская Федерация является крупнейшей золотодобывающей страной, следовательно, золотодобытчики получают возможность страховать свой риск через золотые фьючерсы;

• участники рынка драгоценных металлов получают возможность определять реальную цену золота на российском рынке золота.



Автор статьи:

ООО "Лизинг-Трейд"

Фондовый рынок: покупка-продажа, управление ценными бумагами, покупка-продажа золота.

+7-915-2623007
Россия Россия Москва Космодамианская наб., д. 46-50, стр. 3
a.n.t.2
Контактное лицо
Написать письмо Сохранить контакт Сообщить об ошибке